Стальные канаты для монтажа стальных конструкций

Стальные канаты являются основной частью многих грузоподъемных и транспортных механизмов и устройств, применяемых на монтажных работах Стальной трос

Стальные канаты изготовляют

из светлой (неоцинкованной) или оцинкованной проволоки из высокопрочной тигельной стали.
Для монтажа стальных конструкций чаще применяют канаты из светлой проволоки с временным сопротивлением от 120 до 220 кг/мм2.
Пряди каната (троса), в каждую из которых входит 19, 37 или 61 проволока, свивают вокруг органического сердечника из пеньки. Канаты, составленные из большего числа тонких проволочек, более гибки и, следовательно, более удобны для монтажных работ.
На монтаже применяют шестипрядные канаты крестовой правой и левой свивки.
Если канаты не подвергаются изгибу (ванты, расчалки), то применяют канаты конструкции 6 .19=114 проволок или 6.37 = 222 проволоки. Канаты, подвергаемые растяжению и перегибам вокруг роликов и барабанов лебедок, берутся конструкции 6 . 37 = 222 проволоки. Для стропов, где требуются гибкие канаты, применяют тросы конструкции 6 _61 = 366 проволок.изготовление стальных канатов
Условное обозначение троса 6 . 37 = 222 проволоки, с точечным касанием проволок в прядях, диаметром 11 мм, нераскручивающегося, из проволоки с расчетным пределом прочности 180 кг/мм2, марки 1, светлого, правой крестовой свивки будет: канат 11-H-180-1.
Условное обозначение троса 6 . 61=366 проволок, с точечным касанием проволок в прядях, диаметром 19,5 мм, нераскручивающегося, из проволок с расчетным пределом прочности 160 кг/мм2, марки В, светлого, правой крестовой свивки будет: канат 19,5-Н-160-В. На канат допускают усилие, получаемое делением разрыного усилия на коэффициент запаса прочности. Запас прочности принимается:
а) для вант, расчалок — не менее 3,5;
б) для полиспастов с ручными лебедками — не менее 4,5;
в) для полиспастов с электрическими лебедками — не менее 5;
г) для стропов, в зависимости от конструкции узла строповки, — от 6 до 10.
Для предохранения стальных канатов от преждевременвого износа и порчи надо соблюдать правила пользования ими. Резкие перегибы и петли разрушают канат; при размотке нельзя допускать петлеобразных заломов и так называемых «жучков». Канаты следует наматывать на барабаны, диаметр которых не менее 15—20 диаметров каната.
При длительном хранении канаты смазывают, навивают на катушки и помещают в закрытое сухое помещение.